Пока гид “Мишлен” не добрался до России, единственным, кто способен дать профессиональную оценку ресторану, остается ресторанный критик. За годы существования эта профессия обросла множеством мифов и слухов: по мнению потребителей, критики - это бездельники, которые только и делают, что едят на халяву, а владельцы заведений их ненавидят либо вовсе считают самозванцами. Eatout решил выяснить, что из этого правда, а что нет. Подробности - в нашем обзоре.
По словам Андрея Грозного, одного из видных представителей профессии и исполнительного редактора газеты “Деловой Петербург”, ресторанная критика это “занятие для фанатов и фриков”. На экспертных статьях о еде больших денег не заработаешь. Для большинства критиков это не более чем хобби, которым они занимаются в свободное от основной работы время. Поэтому если вы не готовы тратить свой досуг на походы по ресторанам и часами изучать их меню, то лучше подыщите себе другое занятие.
Приносит ресторанная критика хороший доход или нет, профессионализм еще никто не отменял. Этим эксперт и отличается от блогера-любителя. Критик обязан обладать глубокими знаниями в кулинарии и ресторанном бизнесе, уметь общаться, иметь широкий кругозор и любознательность - посещать новые заведения, всё пробовать, знать, кто работает шеф-поваром, в каких ресторанах цены справедливые, а где их нагло завышают - все это важно передать потребителям.
Еще одно качество, которое отличает хорошего ресторанного критика - это честность. Написать правдивый отзыв о заведении куда важнее, чем сохранить мифические добрые отношения с владельцем этого заведения. Конечно, многие честные статьи огорчают рестораторов, зато вызывают доверие и уважение потребителей и в конечном счете заставляют ресторанный рынок России развиваться и совершенствоваться.
Весьма популярен миф о том, что ресторанных критиков кормят бесплатно. На самом деле у многих российских СМИ банально нет на это денег, поэтому эксперту часто приходится оплачивать свой счет самому. Конечно, бывают случаи, когда владельцы заведений узнают критика, радушно встречают и угощают. Однако подобное гостеприимство может повлиять на объективность автора и сгубить его репутацию, поэтому многие критики и блогеры предпочитают ходить в ресторан инкогнито.
Как бы хорошо ни разбирался критик в еде и какой бы опыт работы в ресторанном бизнесе не имел, никто не станет читать скучные сухие обзоры. Эксперт по гастрономии должен искусно владеть словом, мастерски использовать аллюзии и метафоры - словом, делать все, чтобы читатель захотел или, наоборот, не захотел оказаться на его месте.
Любопытно, что ресторанные критики практически не страдают избыточным весом. Возможно, потому что их внимание направлено не на то, чтобы набить живот, а на качество блюда, профессионализм и креативность шеф-повара, сервис, атмосферу, интерьер и другие параметры. Зато среди них немало людей с желудочными проблемами - изжогой, язвами и панкреатитом. Еще один факт, подтверждающий, что ресторанная критика - далеко не профессия мечты.
Хотите писать очерки о ресторанах - будьте готовы к нападкам и даже угрозам со стороны рестораторов и потребителей. Вас будут обвинять в предвзятости, непрофессионализме и прочих грехах. И если вы не готовы “держать удар” - значит, эта профессия не для вас. Впрочем, не всегда критические статье портят отношения автора с владельцами заведений - многие шеф-повара понимают, что критика справедлива и лишь подсвечивает те места, над которыми нужно работать.