Нет денег - мой посуду: что делать, если в ресторане не хватило денег

Вообразите: вы сидите в кафе или ресторане и наслаждаетесь вкусным обедом. Наконец официант приносит счет, и вы вдруг с ужасом обнаруживаете, что в кошельке недостаточно купюр или вы вообще забыли платежные средства дома. Вас прошибает холодный пот, а съеденный обед от страха начинает проситься наружу. Что теперь будет? Неужели вас заставят мыть посуду или драить пол после смены, как показывают в американских фильмах? Или просто побьют и вышвырнут лицом на асфальт? Рассказываем, как вести себя в этой неприятной ситуации, а также о том, что может и не может сделать ресторан.

Что говорит закон

Нет денег - мой посуду: что делать, если в ресторане не хватило денег

Если у вас не хватило денег для оплаты счета, самое простое - позвонить друзьям, которые смогут приехать и привезти недостающую сумму. Но если это невозможно, то по закону вы имеет право оставить расписку о том, что получили услугу в виде общественного питания и обязуетесь вернуть нужную сумму. В расписке нужно указать:

  • название заведения
  • сумму долга
  • срок, в который вы обязуетесь вернуть деньги
  • ваши паспортные данные,
  • контактный телефон;
  • ФИО
  • дату составления и подпись.

Нет денег - мой посуду: что делать, если в ресторане не хватило денег

Другой вариант - оставить в залог какую-либо ценную вещь или документы - в этом случае следует взять расписку у менеджера о том, что он принял у вас то или другое.

Могут ли сотрудники ресторана применять силу

Нет денег - мой посуду: что делать, если в ресторане не хватило денег

Ответ на этот вопрос зависит от того, как ведет себя клиент. Если вы адекватны, вежливы, при этом ясно даете понять, что не отказываетесь оплатить счет, и предлагаете урегулировать проблему мирно (залог, расписка и т. д.), то ресторан не имеет никакого права удерживать вас, а также оскорблять, применять физическую силу, требовать оставить в залог паспорт, отбирать документы или вещи или заставлять каким-либо образом отрабатывать долг - все это является нарушением ваших конституционных прав. Если что-либо из этого произошло, вы можете смело вызывать полицию.

Могут ли сотрудники ресторана вызвать полицию, если клиент оказался недостаточно платежеспособным? Теоретически да. Полицейский составит протокол, и если в течение нескольких дней посетитель вернет деньги, то дело будет закрыто. Если же клиент не объявится, то ресторан может передать дело в суд: поступок в этом случае квалифицируется как мелкое хищение и грозит наложением административного штрафа. Но обычно до полиции стараются не доводить - во-первых, незачем, если клиент и так не отказывается вернуть долг, а во-вторых, это слишком хлопотно. Да и полиция не горит желанием заниматься такими мелкими делами, когда за углом их поджидает очередной труп.

Нет денег - мой посуду: что делать, если в ресторане не хватило денег

Совсем другое дело - когда клиенты ведут себя вызывающе и агрессивно, заявляют, что не собираются платить или вообще пытаются сбежать. Вот это уже чистой воды хулиганство, за которое сотрудники ресторана имеют права задержать вас до приезда полиции. Правда, примененная ими сила должна быть соразмерна вашему поведению - например, недопустимо избивать человека, который сам не лезет в драку, а просто громко кричит и жестикулирует.

Что делают рестораны на практике

Нет денег - мой посуду: что делать, если в ресторане не хватило денег

Не волнуйтесь, никто не заставить вас мыть посуду или полы, чтобы отработать съеденный ужин - все это киношные штампы, и на самом деле в приличных заведениях такое не практикуется. Да и вообще никто не позволит вам отбирать хлеб у уборщиц и работников кухни.

Рестораны в основном стараются уладить вопрос мирно и деликатно - в конце концов, главное для них - сохранить клиентов и не испортить собственный имидж. Если клиент постоянный и персонал его хорошо знает, то обычно дело обходится без залогов и расписок - просто договариваются, что человек завезет деньги позже. В некоторых заведениях таким клиентам даже открывают кредитную линию, что избавляет от неприятных инцидентов в будущем.

Если в ресторане есть скидочные карты, а цифра, которой не хватает до оплаты счета, незначительная, то клиенту могут оформить такую карту и просто сделать скидку на недостающую сумму. Если разница существенная, то часто клиенты сами предлагают оставить в залог документы или ценную вещь, а после возвращаются с деньгами.

Если в ресторане не работает терминал

Нет денег - мой посуду: что делать, если в ресторане не хватило денег

А что делать, если вы планировали расплатиться банковской картой, но вдруг оказалось, что в ресторане не работает терминал?

Парадоксально, но закон в этом случае не на стороне потребителя: поломка терминала не освобождает вас от необходимости платить по счету. Клиент поел - значит заключил договор оферты с заведением и обязан рассчитаться, а как он собирается это делать - неважно.

Поэтому если вас не предупредили заранее о неработающем терминале, с рестораном придется договариваться по той же схеме: предложить написать расписку, оставить вещи в залог или обсудить другие варианты, например, перевести деньги через мобильный банк или электронный кошелек кому-то из сотрудников.

Последнее, что нужно делать - это конфликтовать и вести себя агрессивно. Помните: всегда можно договориться мирным путем.