Вы думаете, только клиенты оценивают рестораны? Как бы не так - это обоюдный процесс. Заведения общепита тоже применяют современные технологии, чтобы следить за своими посетителями и собирать о них сведения - порой без их ведома. Рассказываем, зачем им это нужно.
Самая банальная и простая причина - чтобы предлагать своим клиентам то, что им нужно. Бизнес, который не знает своей целевой аудитории, напоминает стрельбу из пушки по воробьям. Данные о гостях помогают ресторанам сделать работу заведений более «прицельной» - например, у студентов и офисных клерков будет скорее востребована демократичная и понятная еда, чем блюда высокой кухни.
Используя личные данные, дорогие и модные рестораны могут фильтровать клиентов, отбирая в свой круг только тех, кто вписывается в концепцию и атмосферу. Поздравления с днем рождения и другими важными датами, презенты, обращение по имени, а также знание особых вкусов гостя - все это создает ощущение эксклюзивности и привилегированности. Например, если клиент любит какой-нибудь редкий сорт текилы, то она непременно будет присутствовать в меню. Разумеется, человек охотнее пойдет в заведение с таким индивидуальным подходом, чем в то, что ориентировано на широкие массы.
Наконец, личные данные помогают избегать неловких ситуаций. Так, метрдотель фешенебельного ресторана, где обедают влиятельные и известные люди, никогда не посадит за соседние столики топ-менеджеров конкурирующих компаний, экс-мужа с бывшей женой и других людей, которые по разным причинам не хотели бы друг с другом сталкиваться.
Помимо анкет, которые заполняют в ресторанах посетители, рестораны и сами гуглят клиентов в поисковиках и соцсетях - это не проблема, особенно если гость - какая-нибудь знаменитость.
Есть и более новые способы. Например, в Австралии разработали единую базу оценки посетителей, к которой могут подключиться все рестораны и получить нужные сведения о том или ином клиенте: сколько чаевых он оставляет, конфликтный или нет, как общается с персоналом, что и сколько обычно заказывает - словом, те данные, которые дают представление о том, чего ждать от конкретного посетителя.
Возможно, в будущем эту систему возьмут на вооружение и другие страны. С одной стороны, это поможет ресторанам сделать обслуживание более эффективным и быстрым, а с другой, грозит «проблемным» клиентам тем, что им будут как минимум предлагать не самые лучшие столики, а то и вовсе терять их бронь - такая вот ресторанная «карма».
Крупнейшую сеть фастфуда «Макдональдс» уже не первый год обвиняют в использовании ультразвука для слежки за людьми. Работает это так: многие приложения, используемые на смартфонах, тайно активируют микрофон на устройстве, настраивая его на восприятие ультразвуковых сигналов, испускаемых во время рекламных роликов в магазинах, заведениях общественного питания и телевизорах.
Улавливая эти сигналы, смартфон отправляет на сервер статистику ваших привычек с точностью до бренда: где вы бываете, что едите и т. д. Так компании без вашего ведома получают сведения о вас, а заодно отличную возможность атаковать вас своей навязчивой контекстной рекламой. Так что в следующий раз не удивляйтесь, если зайдете в «Макдональдс», а завтра «случайно» увидите их рекламный баннер на каком-нибудь сайте - это результат высоких технологий, а вовсе не чудесное совпадение.