Люди, далекие от религии, и даже некоторые христиане воспринимают пост как разновидность диеты или своего рода челлендж - «Прожить 48 дней без мяса». Но хотя временный отказ от животных продуктов, сладостей и других излишеств и в самом деле полезен для здоровья, замысел Великого поста вовсе не в этом.
Почему постящимся нельзя мясо, но можно вино, чем провинились семечки и какое наказание грозит, если съесть что-нибудь запретное - на эти и другие вопросы отвечает Eatout.
В отличие от других религий, например мусульманства, в христианстве нет предубеждений против каких-либо видов мяса или упоминаний о его вреде, равно как и нет запретов на употребление животной пищи. Так почему же во время поста из рациона исключаются не только мясо, но и творог, сметана, молоко?
Причина кроется не в физиологии: дескать, Великий пост - это возможность очистить организм от шлаков. И не в этике: христиане не едят мясо отнюдь не из сострадания к бедным коровкам и хрюшкам.
По замыслу христианской церкви, лишение себя телесных удовольствий заставляет верующих вспомнить о том, что у них есть не только физическая оболочка, но и душа. Ослабив тело воздержанием от пищи, человек делает свою душу более восприимчивой к общению с Богом и может исцелить ее, сделать более здоровой.
Мясо и другие белковые продукты животного происхождения - самые сытные, а чем сытнее и тяжелее пища, тем больше внимания человек уделяет телу, и меньше - духовному возвышению. То же самое можно сказать про сладости, кофе, алкоголь и другие излишества - они потворствуют телесным страстям и мешает человеку обрести связь с Богом.
Вы удивитесь, но в христианской церкви нет однозначного ответа на этот вопрос. Одни считают, что во время Великого поста весь алкоголь должен быть под запретом. Другие спорят с этим и приводят доказательства, что вино не относится к праздничным яствам - еще в византийской традиции оно было привычным сопровождением любой трапезы. Более того, многими священниками вино даже рекомендуется - «для укрепления сил постящихся». Естественно, речь идет о натуральном напитке, без сахара и других добавок, а разрешение на вино не означает призыв к пьянству - во всем важна умеренность.
Та же история - с пивом: свод церковных правил зародился в Иерусалиме, где попросту не варили пенный напиток, поэтому он и не упоминается в этом своде. По сути же, пиво - слабый алкоголь, поэтому его вполне допустимо пить во время поста - разумеется, умеренно. Но допустимо - не значит желательно, ведь смысл поста и заключается в том, чтобы противостоять телесным искушениям.
А вот с крепким алкоголем все предельно ясно - однозначный запрет.
Еще более странно, что в самом строгом варианте Великого поста растительное масло под запретом. Чем же провинился безобидный продукт - ведь он не животного происхождения?
Дело в том, что церковь считает, что масло делает еду слишком сытной и улучшает ее вкус, то есть способствует удовольствию, питает страсти и нарушает содружество тела и духа. По этой же причине в пост можно есть яблоки, а вот выжимать из них сок - уже излишество. То же самое - с семечками: церковь рекомендует добавлять их в еду в сыром виде, чтобы получить недостающие калории и не уморить себя голодом, но не советует щелкать их ради удовольствия и забавы - это противоречит идее Великого поста.
Великий пост не призывает загонять себя в слишком жесткие рамки, ведь главное в нем - духовная польза. Более того, восприятие непостной пищи как оскверняющей церковь считает грубым суеверием и искажением ее учения - не стоит терзаться муками совести, если вы съели что-то запретное, или осуждать тех, кто не постится. Более того, если в гостях вас угостят пирожком с мясом, и вы боитесь обидеть хозяев - съешьте угощение безо всякого чувства вины. С точки зрения христианства, для души гораздо важнее сохранить добрые отношения с людьми, чем соблюсти диету.